Весна – время пробуждения природы и время пробуждения душ усопших. Таков смысл Радуницы. В этот день шли в храм, заказывали заупокойное повиновение и сами возносили молитву за упокой близких. Народ верил, что на вселенских панихидах в церквах присутствуют умершие предки. После службы чаще всего шли на кладбище поминать покойников, угощать «родительские душеньки». На могилы стелили скатерти, раскладывали еду, ставили вино и пиво. Перед началом трапезы полагалось окликнуть покойников, положить на могилу крашеное яйцо, которое иногда закапывали, крошили, разбив о могильный крест, или отдави нищим. Сидя у могил, люди рассказывали погребенным о своем житье-бытье, просили у совета усопших.
Дома садились за поминальный стол. Ко дню поминовения было принято готовить кутью – рис с изюмом, заправленным медом. Поминальный стол покрывали строгой скатертью, украшали веточками ели или брусники. За столом оставляли свободное место для умершего, ставили для него прибор и оставляли часть кушаний.
Традиционными блюдами кроме кутьи были блины, подавали кисель, пироги, лапшевники, варили мясо, студень, жарили яичницу. Подавили вино и пиво.
Считалось, что Радуница отличается от прочих поминальных дней радостным настроением поминающих. Это объясняли верой в воскрешение мертвых, а также весенним временем, когда оживала природа, жизнь торжествовала над смертью.
«Есть такие дни в году, когда на время воскресают мертвые. К таким дням принадлежит и Радуница. Она всегда во вторник на второй неделе по Пасхе. В Радуницу живые ходят на кладбище христосоваться с погребенными. В этот день грех думать о смерти, ибо все мы воскреснем. Накануне, или рано утром, в церквах служат заупокойную утреню. Она не огорчает, а радует. Все время поют "Христос Воскресе", и вместо "надгробного рыдания" раздается пасхальное: "Аще и во гроб снизшел еси Безсмертне".Источники:
Заупокойную литургию называют "обрадованной". В церковь приносят на поминальный стол пасхальные яйца, куличи и кутью. Все это по окончании панихиды уносится на кладбище, рассыпается по могильным холмикам для розговен усопших. Радуница — пасха мертвых!
Хорошее слово "радуница"! Так и видишь его в образе красного яйца, лежащего в зеленых стебельках овса, в корзинке из ивовых прутьев.
И до чего это чудесны наши русские слова! Если долго вслушиваться в них и повторять раздельно и со смыслом одно только слово, и ухе все видишь и слышишь, что заключено в нем. Как будто бы и короткое оно, но попробуй, вслушайся...»
Василий Никифоров-Волгин
- Большая книга праздников / И.А. Агапова [и др.]. - М.: Дрофа-Плюс, 2008. - 494 с.
- Соловьев, В. Русская культура / В. Соловьев: с древнейших времен до наших дней. – М.: Белый город. – 2004. – 736 с.
- Русская семья: праздники и традиции / ред.-сост. Т.Г. Кислицына. – М.: Белый город, 2009. – 296 с.
- Русские обычаи и обряды: семейные обычаи, календарные обряды, подвижные праздники / авт.-сост. Н.А. Юдина. – М.: Вече, 2006. – 320
- Русский праздник: праздники и обряды народного земледельческого календаря: иллюстрированная энциклопедия / авт. О.Г. Баранова [и др.]. – СПб: Искусство-СПб, 2001. - 672 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий